Возврат и обмен товара надлежащего качества. Проверка качества товара
Читайте начало: Правовые основы дистанционной торговли, Этапы сделки при дистанционной торговле, Заключение сделки при дистанционной торговле, Исполнение договора продавцом, Работа с претензиями.
Возврат и обмен товара надлежащего качества
Приобретенные дистанционно товары надлежащего качества могут быть возвращены в сроки, установленные Законом о защите прав потребителей и Правилами продажи товаров дистанционным способом, без объяснения причин возврата, только если сохранены товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Факт приобретения товара должен быть подтвержден потребителем соответствующими документами, однако их отсутствие не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у конкретного продавца.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Факт возврата товара надлежащего качества должен быть оформлен накладной или актом о его возврате (п. 33 Правил) (унифицированной формы акта о возврате нет, следовательно, организация может самостоятельно его разработать). Если же продавец отказывается или уклоняется от оформления таких документов, то покупатель сохраняет право требовать возврата товара и (или) суммы, уплаченной при его приобретении.
Продавец обязан возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Возврат может быть произведен как наличными денежными средствами по месту нахождения продавца, так и путем перечисления на банковский счет покупателя или почтовым переводом.
Помимо возврата покупатель вправе обменять непродовольственные товары надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого он был приобретен, если данный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона о правах потребителей).
Однако существует следующее правило: Товар надлежащего качества, являющийся электробытовым прибором, не подлежит возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (Постановление Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.).
Помимо этого при дистанционной торговле покупатель может предъявить претензии и в отношении количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара.
Проверка качества товара
Продавец имеет право провести проверку качества товаров ненадлежащего качества, а покупатель имеет право принимать в ней участие. Следует помнить, что отказ от участия покупателя в проверке качества товара может стать основанием для выдвижения требования о нарушении продавцом процедуры возврата товара.
Если стороны имеют разногласия относительно причин возникновения недостатков, то продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет и в установленные сроки:
— при устранении недостатков — в минимальный объективно необходимый срок или по соглашению сторон в письменной форме, но не более пяти дней (ст. 20 Закона о правах потребителей);
— при замене товара — в течение семи дней со дня предъявления требования покупателем (ст. 22 Закона о правах потребителей);
— при требовании о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара за счет потребителя или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требовании о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре (ст. 23 Закона о правах потребителей) — в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Покупатель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара, если экспертиза установила, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает (п. 5 ст. 18 Закона о правах потребителей).
Читайте продолжение: