Внутренний контроль экономического субъекта. Эссе на заданную тему с далеко идущими выводами и следствиями

Закон 402-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2013, внес ряд новых требований к организациям, причем не только в области бухгалтерского учета.

В частности, пункт 1 статьи 19 указанного закона обязывает всех экономических субъектов (перечень которых дан в пункте 1 статьи 2) организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом, как мы знаем из того же закона, под “фактом хозяйственной жизни” понимаются любые “сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств» (пункт 8 статьи 3). Т.е. факт хозяйственной жизни может как иметь, так и не иметь отражение на счетах бухгалтерского учета, но независимо от этого должен подлежать внутреннему контролю.

Например, организация (здесь и далее слово “организация” будет употребляться в значении “экономический субъект”, как он определен в законе 402-ФЗ) осуществляет продажу товаров. При появлении потенциального покупателя продавец вступает с ним в контакт с целью осуществления сделки купли-продажи. На счетах бухгалтерского учета будет зафиксирована только состоявшаяся сделка купли-продажи, т.е. переход права собственности на товар от продавца к покупателю. В то же время даже процесс переговоров продавца с покупателем, не приведший к заключению сделки купли-продажи, будет являться фактом хозяйственной жизни организации в силу того, что это событие (переговоры) способно оказать влияние на финансовое состояние организации.

Но вернемся к закону.

Итак, он обязывает всех экономических субъектов ОРГАНИЗОВАТЬ и ОСУЩЕСТВЛЯТЬ внутренний контроль.

Что же такое “внутренний контроль” и так ли уж страшно новое требование закона?

Внутренний контроль — это те рамки, в которых осуществляется деятельность организации. Иными словами, это определенные требования и ограничения.

Можно выделить два вида требований и ограничений, определяемых рамки деятельности организации: внешние и внутренние.

Внешние требования и ограничения — это требования законодательства и вышестоящих органов (при наличии подчинения или иной зависимости, например, дочерние структуры, обособленные подразделения на отдельном балансе и т.п.). Эта часть требований не подлежит корректировке “изнутри”, с ними организации приходится смириться, т.к. их невыполнение ставит под угрозу эффективность деятельности организации.

Например, продавцы продовольственных товаров должны иметь медицинские книжки. Это требование законодательства, при невыполнении которого организации грозит, как минимум, штраф, как максимум, остановка деятельности.

Внутренние требования и ограничения — это правила, установленные руководством и/или собственником. Эта группа требований является более гибкой и может быть изменена “изнутри”.

Внутренние требования можно разделить на две группы:

— требования, объективно и непосредственно влияющие на эффективность деятельности организации;

и

— требования, непосредственно не влияющие на эффективность деятельности организации.

Причем одно и то же требование в зависимости от специфики организации может как объективно оказывать, так и не оказывать влияние на эффективность деятельности.

Например, руководитель организации может установить требование, чтобы все сотрудники женского пола имели параметры 90-60-90. Если эта организация занимается выполнением научно-исследовательских работ в интересах оборонного комплекса, то это требование не будет объективно влиять на эффективность деятельности. Если же эта организация — модельное агентство, то это требование напрямую будет оказывать влияние на эффективность деятельности.

Таким образом, требования и ограничения, в которых организация осуществляет свою деятельность, формируют систему внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля может включать в себя следующие элементы:

— правила внутреннего трудового распорядка;

— положения о структурных подразделениях;

— должностные инструкции;

— график документооборота;

— приказы, распоряжения руководителя о технологических процессах, о распределении ответственности, о порядке одобрения (санкционирования) определенных бизнес-процессов;

— технологические карты и прочие описания технологических процессов;

— инструкции, регламенты и прочие подобные документы, описывающие правила и порядок осуществления определенных бизнес-процессов;

— и т.п. внутренние распорядительные документы.

Все документы системы внутреннего контроля должны актуализироваться как минимум один раз в год на основе изменений нормативной базы и опыта работы организации.

О том, что система внутреннего контроля работает, можно говорить, если определены ответственные за выполнение внутренних распорядительных документов, прописаны и соблюдаются санкции за невыполнение установленных требований и правил.

Зачастую документы системы внутреннего контроля имеются, но одно/несколько/много положений не выполняются сотрудниками, при этом санкции со стороны руководства отсутствуют.

С другой стороны, может быть ситуация, когда документально система внутреннего контроля не зафиксирована, но реально существует и действует. Это возможно в небольших организациях, где руководитель в состоянии осуществлять полный контроль и реально это делает.

Таким образом, в любом экономическом субъекте, независимо от требований закона 402-ФЗ, изначально существует система внутреннего контроля: уже на стадии создания организации руководитель  и (или) собственник устанавливает определенные правила/требования для сотрудников по выполнению действий, направленных на осуществление целей, ради которых создан экономический субъект.

Например, зарегистрировав организацию с целью выполнения строительных работ, руководитель/собственник прекрасно знает, что существуют определенные условия, при невыполнении которых осуществление строительства невозможно: вступление в СРО, определенная квалификация сотрудников, знание и соблюдение сотрудниками техники безопасности и т.п.

Конечно, бывают ситуации, когда руководитель/собственник организации не выполняет и не собирается выполнять требования, предъявляемые к его виду деятельности. Это возможно только в случае, если изначально не соблюдается допущение непрерывности деятельности организации (т.е. уже на этапе создания организации имеется намерение ее ликвидации, т.к. организация создана на ограниченный промежуток времени и изначально с целью нарушения или обхода требований законодательства). Эти организации, имеющие вполне конкретное название, мы не будем рассматривать в рамках освещаемого вопроса.

Итак, мы пришли к тому, что изначально все экономические субъекты выполняют требование закона 402-ФЗ в части организации внутреннего контроля.

Но закон еще предписывает осуществлять внутренний контроль. А вот это уже присутствует далеко не во всех экономических субъектах.

Проанализируйте имеющиеся в вашей организации внутренние распорядительные документы, наверняка найдется пара-тройка документов, требования которых не выполняются.

В результате этих рассуждений можно сделать следующие выводы:

1. Требования закона 402-фз в отношении внутреннего контроля:

— не вносят существенных новшеств в деятельность экономического субъекта;

— не являются невыполнимыми;

— будучи довольно трудоемкими, служат, тем не менее, интересам экономического субъекта.

2. Внутренний контроль — это система требований и ограничений, направленная на достижение целей организации.

3. Система внутреннего контроля подразумевает наличие и выполнение определенных правил, необходимых для эффективной деятельности экономического субъекта.

4. Об организации внутреннего контроля будет свидетельствовать наличие внутренних распорядительных документов, которые необходимо актуализировать не реже 1 раза в год.

5. Об осуществлении внутреннего контроля будет свидетельствовать наличие системы фиксации нарушений установленных правил. При этом лицо, в отношении которого зафиксировано нарушение правила, в будущем прилагает усилия для избежания нарушений, а если не прилагает таких усилий, то срабатывает система санкций.

6. Появление требования об организации и осуществлении внутреннего контроля в законе о бухгалтерском учете говорит о том, что бухгалтер должен донести до руководителя экономического субъекта необходимость создания действующей системы внутреннего контроля. (Как вы думаете, коллеги, не будет нескромностью предположить, что, включив это требование именно в закон о бухгалтерском учете, законодатель, тем самым, признает, что бухгалтеры — это самые ответственные и наиболее юридически подкованные сотрудники в экономических субъектах? :)) )

Следствия из выводов:

1. Не надо бояться новых требований, давно уже доказано, что все новое — это хорошо забытое старое.

2. К сожалению, у бухгалтера может появиться новая обязанность — организация и поддержание в актуальном виде (а может и осуществление) внутреннего контроля, ибо инициатива наказуема, а именно бухгалтер должен сообщить руководителю о необходимости этих действий.

3. Роль бухгалтера в экономическом субъекте еще более значима, чем это представлялось ранее. А это дополнительная ответственность. Но и — дополнительный козырь как перед руководством/собственником, так и перед другими сотрудниками!

 

Читайте также:

Практические примеры элементов системы внутреннего контроля

Leave a Reply

Advertisement
Рубрики
Страницы
Архивы
Счетчики
Яндекс.Метрика