Содержание учетной политики…

Учетная политика

Иллюстрация с сайта http://www.dis.ru/

 

Практически во всех публикациях об учетной политике нам советуют включать в нее только те моменты, которые:

во-первых, отражают хозяйственные операции, присущие именно вашей организации, а не все то, что может когда-либо понадобиться;

во-вторых, имеют в законодательстве несколько вариантов и мы должны выбрать один.

А между тем, в законе о бухгалтерском учете сказано, что при принятии учетной политики утверждаются «также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета» (последний абзац пункта 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ от 21.11.1996, а также п.4 ПБУ 1/2008). И эта, казалось бы, ничего конкретного не значащая фраза открывает каждому бухгалтеру необъятный простор как для творчества, так и для того, чтобы наполнить свою учетную политику тем, что необходимо для работы именно ему.

…каждый наполняет «под себя»

То, с чем нам придется работать весь год, должно быть утверждено приказом не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом я берусь предположить, что в каждой организации учетная политика обретает свой окончательный вид где-то в конце февраля – середине марта года, на который она составлена.

Но вот учетная политика составлена/утверждена/отправлена/подшита и тут возникает какая-то проблема (хозяйственная операция), которой либо еще не было в вашей организации, либо которая бывает настолько редко, что вы к следующему разу уже забываете, как и что надо делать в учете. Приходится вспоминать, когда было что-то похожее, искать документы, восстанавливать в памяти ход ваших мыслей в прошлый раз, может быть, даже спорить с собой «а почему это так? Я бы сейчас это сделала по-другому». Или понимаешь, что ход мыслей был правильный, но вот на что он опирался – не можешь вспомнить.

Вот после таких воспоминаний я поняла: продумала какую-то проблему – запиши ее решение со ссылками, например, на письма или комментарии известных авторов, со всеми ходами, которыми на него вышла. Если эта хозяйственная операция затрагивает только бухгалтерскую службу,  то можно включить это отдельным пунктом в учетную политику (а почему нет? В законодательстве указано, без чего не может быть учетной политики, а с чем она может быть – наше личное дело!). Если же в хозяйственной операции задействованы также сотрудники, не имеющие отношения к бухгалтерии, но действия которых также необходимо регламентировать, удобнее сделать отдельный документ, назвать его, например, «Порядок/правила/инструкция  отражения в учете операций, связанных с…» и утвердить  приказом руководителя. В моей учетной политике в конце есть такой пункт: «Отдельные пункты настоящей учетной политики могут быть разъяснены в положениях, инструкциях и правилах по конкретным видам хозяйственных операций (участкам учета). Положения (инструкции, правила) утверждаются руководителем и являются обязательными для применения всеми сотрудниками предприятия». На начало следующего года анализируем актуальность таких дополнительных документов (положений/порядков/правил/инструкций), и если они по-прежнему актуальны, дополняем вышеуказанный пункт: «В таком-то году действуют все Положения (инструкции, правила), утвержденные руководителем в предыдущие годы, в том числе: …».

А насколько подробна ваша учетная политика?

Статьи по теме:

Учетная политика – всему учету голова

«Плюсы» подробной учетной политики

Применение принципа рациональности при формировании учетной политики и ведении учета

Применение принципа рациональности при оприходовании МПЗ

Резервы в бухгалтерском учете

Leave a Reply

Advertisement
Рубрики
Страницы
Архивы
Счетчики
Яндекс.Метрика