Оценочные резервы. Резерв по сомнительным долгам
Понятие «оценочные резервы» вошло в нашу жизнь довольно давно, и сейчас мы уже подошли к тому моменту, когда не только теоретики в области бухгалтерского учета, но и практики считают, что эти резервы должны быть созданы для признания бухгалтерской отчетности достоверной. Вместе с тем, вопрос «как это делать», остается открытым. Понятно только одно, механизм должен быть заложен в учетной политике.
Итак, я уяснила для себя, что для достоверности моей отчетности (а именно к этому, я думаю, и стремится каждый главный бухгалтер, независимо от необходимости аудиторской проверки) я должна сформировать (или обоснованно не сформировать) следующие оценочные резервы:
— резерв по сомнительным долгам;
— резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
Ценных бумаг в моем учете не бывает, поэтому формирование резерва под обесценение вложений в ценные бумаги мною не прорабатывалось.
Начала я с резерва по сомнительным долгам (напомню, речь идет о формировании этого резерва в бухгалтерском учете).
Когда я задалась этим вопросом, то обратилась за помощью к аудиторам (в рамках договора абонентского обслуживания). Я надеялась, что у них-то должна быть методика создания оценочных резервов, потому что знала, что после выхода Письма Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год» аудиторы особенно настаивают на обязанности организации начислять резервы по сомнительным долгам, и отсутствие такого резервирования может стать причиной выдачи аудиторского заключения с оговоркой. Не хочу никого обидеть, но предложенная аудиторами методика была трудно применима на практике. В качестве критериев оценки сомнительности задолженности предлагались:
— коэффициент финансового левериджа;
— коэффициент финансовой автономии;
— коэффициент платежеспособности;
и т.п. «по моему усмотрению».
Получается, я должна разыскать бухгалтерскую отчетность должника (действительно, отчетность у нас публична, и, принципиально, это возможно) и провести нехитрый анализ. Даже если предположить, что я выйду на должника, и мне любезно согласятся предоставить отчетность (про другие пути «добывания» «публичной» отчетности умолчу), надо учитывать, что последний срок сдачи должником отчетности, по которой я должна сделать анализ, – 31 марта следующего года. Для меня установлен тот же срок. При этом моя отчетность должна включать данные, основанные на анализе отчетности должника. И как это совместить по срокам?
К тому же подобные коэффициенты (точнее необходимость их использовать) меня, как, думаю, и многих бухгалтеров, только расстраивают, как Винни Пуха длинные слова.
В общем, такой ответ аудиторов меня не удовлетворил, и я сама стала искать пути решения проблемы.
Я исходила из следующих принципов:
— решение должно быть найдено;
— решение должно быть рационально;
— решение должно быть оформлено таким образом, чтобы можно было утверждать, что проводились необходимые мероприятия по выявлению сомнительной задолженности и формированию резерва.
В итоге я разработала методику, которая теперь является элементом моей учетной политики (для удобства опубликую отдельным постом).
Читайте продолжение:
Методика создания резерва по сомнительным долгам
Методика создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей
Статьи по теме:
Учетная политика – всему учету голова
Содержание учетной политики каждый наполняет «под себя»
«Плюсы» подробной учетной политики
Применение принципа рациональности при формировании учетной политики и ведении учета
Применение принципа рациональности при оприходовании МПЗ
Пояснительная записка в составе бухгалтерской отчетности