Новый год для бухгалтера — это не только праздник, но и еще не закрытый Старый год!

Новый год — это не только начало чего-то нового, неизвестного, но и завершение чего-то старого, прошедшего. И если для представителей многих профессий “старое” осталось в прошлом году, то бухгалтер будет жить в году ушедшем еще долго — как минимум до марта наступившего года.

Надо сказать, что начало года — довольно сложная пора для бухгалтера: “долги” за прошедший год надо подчистить, год закрыть, налоги посчитать, отчеты сделать, плюс “текучку” никто не отменял — сотрудникам так же, как и всегда,  надо считать зарплату/больничные/отпускные, приходы-реализации продолжаются (тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить) и т.д. и т.п.

И важно все успеть, ничего не забыть по прошлому году. Ну и дела текущие вести желательно так, чтобы не пришлось потом переделывать.

Случается, что бухгалтер оставляет что-то на “потом”, который не наступает никогда — по причине элементарной нехватки времени — провели операцию в программе, а документ сделаем/распечатаем потом. Но, как правило, бухгалтер помнит свои “долги” и, по возможности, старается все исправить. В основном, на “потом” оставляют распечатку бумажных вариантов каких-либо внутренних документов, операции по которым могут быть отражены в учете и без них: расчетов, справок, приказов, графиков, актов по основным средствам и т.п. А учитывая, что главный бухгалтер отвечает в организации за многое (об этом я уже писала в статье «О месте и функциях бухгалтера в организации»), перечень отложенных дел можно продолжать бесконечно.

Для себя я набросала небольшой список того, что надо проверить и/или сделать в начале года. Возможно, кому-то еще он окажется полезным.

Перед закрытием года необходимо проверить, что в наличии имеется (а при отсутствии — сделать):

1. Утвержденный график отпусков на прошедший год (дата утверждения — не позднее 17 декабря предшествующего года, т.е. для графика отпусков на 2012 год последняя из возможных дат утверждения — 16.12.11).

2. Введенное в действие штатное расписание со всеми должностями, занятыми по состоянию на 31 декабря.

3. Решения учредителей по выплате дивидендов и все необходимые для проведения выплат документы (расчеты, справки, приказы руководителя и т.п.) (подробно о процедурах, сопутствующих выплате дивидендов учредителям-физическим лицам, можно почитать в статье «Выплата дивидендов в ООО»).

4. Первичные документы по основным средствам и нематериальным активам.

5. Требования-накладные на выдачу/списание материалов.

6. Ведомости на выдачу/списание спецодежды.

7. Приказы об установлении сроков списания расходов будущих периодов.

8. Приказ на утверждение лимита кассы (дата — конец предыдущего года) или несколько таких приказов, если в течение года первоначально установленный лимит был превышен.

9. Проверить наличие всех первичных документов от поставщиков (зачастую долгое время имеются только копии и если менеджеров не дергать, оригиналы могут никогда и не появиться).

10. Бухгалтерские регистры и все необходимые справки-расчеты к ним (по формированию различных резервов и оценочных значений, распределению общепроизводственных и подобных расходов, оплате труда и начислению страховых взносов и НДФЛ).

11.  Акты сверки с контрагентами (как минимум с теми, расчеты с которыми на 31 декабря не закончены).

12. Приказ на проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и все отчетные документы по проведенной инвентаризации.

В начале нового года необходимо сделать как минимум следующее:

1. Проанализировать учетную политику и при необходимости внести изменения или дополнения.

2. Приказ на утверждение учетной политики (дата — конец предыдущего года).

3. Приказ на утверждение лимита кассы (дата — конец предыдущего года).

4. Утвердить график отпусков (дата — не позднее 17 декабря).

5. Проверить актуальность штатного расписания.

6. Приказ на предоставление права подписи первичных документов.

7. Доверенности на лиц, имеющих право подписи первичных документов за руководителя и/или главного бухгалтера.

8. Проверить актуальность предоставляемых сотрудникам в новом году налоговых вычетов по НДФЛ.

С Новым годом, коллеги! И удачного завершения Старого года!

Читайте также:

Закрываем год. Обязательные документы по оплате труда

Рекомендации Минфина по проверке отчетности за 2012 год. Часть 1, Часть 2, Часть 3

Контроль правильности отражения в учете первичных документов

Пояснения Минфина к новому Закону о бухгалтерском учете

Способ распределения заработной платы по объектам учета в 1С

Деньги-деньги, рублики-копейки, или Как правильно отразить суммы НДС в Отчете о движении денежных средств

Leave a Reply

Advertisement
Рубрики
Страницы
Архивы
Счетчики
Яндекс.Метрика