Налоговый учет. «Ингредиенты»
Понятие “налоговый учет” вошло в нашу жизнь 10 лет назад — в 2002 году, с вступлением в силу 2-й части Налогового кодекса. Однако этот срок оказался не таким уж большим, чтобы можно было однозначно ответить на вопрос, что же это такое.
Определение понятия “налоговый учет” применительно к налогу на прибыль (об этом виде налогового учета пойдет речь далее) дано в статье 313 НК РФ, а именно: Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу <на прибыль> на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Налогоплательщик имеет право выбрать, в какой форме вести регистры налогового учета:
— считать регистры бухгалтерского учета также регистрами налогового учета (в случае наличия в них исчерпывающей информации для определения налоговой базы);
— дополнять регистры бухгалтерского учета необходимыми (недостающими) реквизитами;
— вести самостоятельные регистры налогового учета.
Конечная цель налогового учета — формирование налоговой базы.
Промежуточные цели, служащие для достижения конечной:
отражение
— порядка формирования сумм доходов и расходов;
— порядка определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом (отчетном) периоде;
— суммы остатка расходов (убытков), подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
— порядка формирования сумм создаваемых резервов;
— суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), т.е. все те документы, которые используются в бухгалтерском учете для отражения фактов хозяйственной деятельности;
2) аналитические регистры налогового учета (по определению, данному в статье 314, это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК в части налога на прибыль, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета);
3) расчет налоговой базы. Здесь хотелось бы отметить, что под «расчетом налоговой базы» не подразумевается процесс подготовки налоговой декларации. Это определенный документ налогового учета. Об этом говорит статья 315 НК РФ, в которой четко прописано, какие данные должен содержать расчет налоговой базы. В частности, в расчете налоговой базы прибыль (убыток) необходимо показать как в целом по организации, так и по видам доходов — отдельно прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, отдельно прибыль (убыток) от реализации покупных товаров и т.п. В налоговой же декларации таких показателей не предусмотрено. Получается, налоговая декларация не является документом налогового учета.
Таким образом, можно утверждать, что налоговый учет ведется организацией в полной мере, если:
— имеются в наличии все первичные документы, подтверждающие доходы/расходы организации;
— имеются сводные аналитические регистры, в которых доходы/расходы сгруппированы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ;
— имеющиеся сводные аналитические регистры раскрывают порядок формирования налоговой базы, т.е. из них видно, из каких составляющих складывается сумма, указанная в расчете налоговой базы и налоговой декларации.
Подведем итог.
1. Вид налоговых регистров “первичные документы” есть в любой организации (по крайней мере, должны быть, иначе нет оснований для отражения хозяйственной операции не только в налоговом, но даже в бухгалтерском учете).
2. При автоматизированном ведении бухгалтерского учета данные первичных документов группируются в “недрах” бухгалтерской программы. Можно ли сам факт занесения информации из первичных документов в бухгалтерскую программу считать фактом наличия аналитических регистров? Думаю, что нет. Группировка в программе — нечто эфемерное. А вот о том, что мы имеем сводный аналитический регистр, можно будет говорить только тогда, когда эта группировка (в виде сформированного отчета) будет выведена и зафиксирована на бумаге (или в электронном виде в формате, исключающем внесение исправлений, например, pdf, хотя разъяснения Минфина говорят о том, что при хранении регистров в электронном виде они должны быть подписаны ЭЦП — см.Письмо Минфина РФ от 24.07.2008 N 03-02-07/1-314). Значит, мы можем воспользоваться данными бухгалтерского учета для формирования аналитических регистров налогового учета, и, если информации будет недостаточно для формирования налоговой базы (например, при расхождении данных бухгалтерского и налогового учета), дополнить сформированный регистр (отчет) необходимыми реквизитами.
3. Сформированные аналитические регистры налогового учета должны как минимум расшифровывать каждую строку расчета налоговой базы (документ налогового учета “Расчет налоговой базы” включает 9 пунктов с подпунктами, содержанию этого документв посвящена статья 315 НК РФ) и каждую строку налоговой декларации, по которым имеются показатели.
В следующих статьях будут рассмотрены практические приемы ведения налогового учета.
Читайте продолжение:
Налоговый учет. «Рецепт приготовления»
Налоговый учет. «Этапы приготовления». Регистр учета доходов текущего периода (часть 1)
Читайте также:
ПБУ 18/02 — “мостик” между бухгалтерским и налоговым учетом
Три пишем, два в уме. Доначисление дохода в налоговом учете
Учет представительских расходов в целях налогообложения прибыли
Оплата больничных листов как способ оптимизации налогообложения
Резерв на оплату отпусков. Порядок формирования в налоговом учете