Налоговый учет. “Этапы приготовления”. Регистр-расчет стоимости остатков незавершенного производства

Продолжение. Читайте начало: Налоговый учет. “Ингредиенты”, Налоговый учет. “Рецепт приготовления”, Налоговый учет. “Этапы приготовления”. Регистр учета доходов текущего периода (часть 1), Налоговый учет. “Этапы приготовления”. Регистр учета доходов текущего периода (часть 2).

Регистр-расчет стоимости остатков незавершенного производства

Само название этого регистра налогового учета  — регистр-расчет — говорит о том, что он служит не столько для систематизации данных первичного учета, сколько для последующего расчета доли расходов, не уменьшающих налоговую базу в текущем налоговом (отчетном) периоде (именно этим являются остатки незавершенного производства). Значит, должен быть еще какой-то промежуточный регистр, раскрывающий порядок формирования расходов, которые впоследствии подлежат распределению на две части — уменьшающих налогооблагаемую базу в текущем периоде и формирующих остатки незавершенного производства.

В качестве такого регистра мог бы выступать Регистр учета прямых расходов на производство (соответствующий отчет в 1С), если бы не “скудность” представленной в нем информации. Представьте, сколько первичных документов (в данном случае — требований-накладных) надо просмотреть, чтобы удостовериться в обоснованности отнесения на расходы таких затрат, как (далее идет цитата из графы “Содержание операции” упомянутого регистра) “Списание в производство”. При этом в регистре не указано ни то, что списывается (наименование материала), ни по какому документу (номер требования-накладной).

Для преодоления этого “казуса” 1С возможны два варианта:

Вариант 1:

1) Распечатываем без внесения дополнений сформированный в 1С Регистр учета прямых расходов на производство; для большей информативности при формировании выбираем (“Настройка”): в реквизите “Вид отчета” — “Прямые расходы с учетом распределения”, в реквизите “Показатели” ставим “галочки”- Месяц, Номенклатурная группа, Вид расходов (это позволит нам соотнести полученные данные с регистром-расчетов остатков НЗП, в который попадают сводные данные по месяцам, номенклатурным группам и видам расходов).

2) Формируем Отчет по проводкам по бухгалтерскому учету, в настройке отчета вводим корреспонденцию: Д20 (по кредиту оставляем пустое место). Полученный отчет дорабатываем аналогично описанному ранее (см. Налоговый учет. “Этапы приготовления” Регистр учета доходов текущего периода (часть 2)): вводим графы “Налоговый учет” и “Вид разницы” (при наличии расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом). Называем полученное “Расшифровка к Регистру учета прямых расходов на производство”, распечатываем, подписываем и подкалываем к самому регистру.

Если разниц нет (т.е. налоговый учет совпадает с бухгалтерским) и если из какого-либо регистра бухгалтерского учета можно получить исчерпывающую информацию о каждой из сумм, формирующих прямые расходы на производство, то отдельно расшифровку можно не формировать, а считать этот бухгалтерский регистр также регистром налогового учета.

Примечание: Под “получением исчерпывающей информации из регистра” я понимаю отсутствие необходимости поднимать первичные документы для понимания хозяйственной операции, которую отражает конкретная сумма. Например, требование-накладная — первичный документ, подтверждающий хозяйственную операцию по списанию материалов в производство (Д20 К10). Если в качестве регистра бухгалтерского учета по счету 20 используется оборотно-сальдовая ведомость по счету или отчет 1С “Обороты счета”, совмещающий в себе журнал-ордер и ведомость, то этот регистр не будет предоставлять исчерпывающую информацию о списанных на конкретный продукт материалах — суммы в указанных отчетах сводные и для проверки конкретной суммы необходимо будет просмотреть все требования-накладные за месяц. Более подробную информацию предоставляют отчеты 1С “Карточка счета” и “Отчет по проводкам” (я предпочитаю последний)  — там мы можем увидеть и номер требования-накладной, и наименование и количество списанных материалов; в случае возникновения необходимости проверки конкретной суммы, из этих отчетов можно понять, какой первичный документ нужно поднять.

3) Если на счет учета прямых затрат распределяются какие-либо накладные расходы с других счетов затрат, то необходимо оформить документ (по числу распределяемых счетов) “Расшифровка к Регистру учета прямых расходов на производство в части сумм, подлежащих распределению” (аналогично предыдущему).

Вариант 2:

Первый пункт варианта 1 опускаем; отчет, полученный при выполнении второго пункта варианта 1, называем “Регистр учета прямых расходов на производство” (пожалуй, только этого не хватает, чтобы полученный документ отвечал требованиям к форме аналитических регистров налогового учета, изложенным в ст.313 НК РФ). При необходимости делаем расшифровку к регистру аналогично третьему пункту варианта 1.

При использовании варианта 2 удобнее регистр распечатывать отдельно за каждый месяц периода для возможности соотнесения полученных данных с регистром-расчетов остатков НЗП, в котором, как уже отмечалось, данные сгруппированы по месяцам, номенклатурным группам и видам затрат.

После того, как мы зафиксировали порядок формирования в налоговом учете прямых расходов на производство — подготовили Регистр учета прямых расходов на производство, переходим к отражению порядка определения доли расходов, учитываемых (т.е. уменьшающих налоговую базу) в текущем налоговом (отчетном) периоде,  — формированию Регистра-расчета стоимости остатков незавершенного производства.

Этой цели вполне удовлетворяет имеющийся в 1С одноименный отчет. Без дополнительной настройки отчет формируется в надлежащем виде: данные сгруппированы по месяцам, номенклатурным группам, видам прямых расходов.

Читайте продолжение:

Налоговый учет. Корректировка “Рецепта приготовления”

Leave a Reply

Advertisement
Рубрики
Страницы
Архивы
Счетчики
Яндекс.Метрика