Налоговый контроль в условиях цифровой экономики. Триллер с элементами фантастики (продолжение)
Продолжение. Читайте начало «Налоговый контроль в условиях цифровой экономики. Триллер с элементами фантастики (начало)».
Часть 3. Расширение прав налоговых органов при проведении камеральных проверок
Хочется отметить, что все сказанное ранее относится не только к выездным проверкам, но и к камеральным налоговым проверкам, которые проводятся по каждой сданной декларации. На сегодняшний момент даже при камеральной проверке налоговые органы имеют право проводить осмотр помещения, а также опрос/допрос свидетелей.
ФНС России совместно со Следственным комитетом выпустили для территориальных инспекций Методические рекомендации “Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)”. В приложении к этому документу есть перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и руководителя, по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. В частности, в перечне есть такие вопросы:
Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков?
Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?
Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?
Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились? Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?
Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?
В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)? Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?
У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?
В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?
Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?
Есть ли в организации служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.
Еще раз отмечу, что все эти вопросы налоговые органы имеют право задать налогоплательщику не только при проведении выездной, но и при проведении камеральной проверки. В рекомендациях по проведению камеральных проверок, выпущенных ФНС для своих территориальных инспекций, в частности, указано: “…при проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией (расчетом), используются и иные документы, имеющиеся у налогового органа. К ним относятся: …заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц…” В этих же рекомендациях есть перечень информационных ресурсов, используемых при проведении камеральных налоговых проверок. В него входят, помимо баз данных, администрируемых непосредственно ФНС, также базы данных ФСС, ПФР, банков, таможни, миграционной службы, росфиннадзора, а также “информационные ресурсы третьих лиц”.
Конечно, определённые моменты можно и нужно оспаривать. Но это все — время и деньги, потому что сначала “снимаются” расходы и доплачиваются налоги, пени и штрафы (чтобы деятельность организации не останавливалась), а потом уже идут возражения и оспаривание. Причем для успешного оспаривания претензий налоговых органов необходимо участие налоговых юристов. Поэтому максимальное количество документов, необходимых для подтверждения реальности сделок, надо собирать вовремя, а не оставлять на “потом”.
Читайте окончание:
Налоговый контроль в условиях цифровой экономики. Триллер с элементами фантастики (окончание)