Как выявить недобросовестного контрагента? (часть 1)

Вопросы добросовестности и должной осмотрительности не перестают волновать налогоплательщиков. Большинство судебных разбирательств связаны именно с этими вопросами, так как их решение четко не прописано и по сей день, несмотря на наличие Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и множества разъяснений контролирующих органов.

В письме от 04.06.2012 № 03-02-07/1-134 Минфин России в очередной раз вернулся к  проблеме проявления должной осторожности и разъяснил, на какие запросы налогоплательщиков о добросовестности их контрагентов должны реагировать инспекции.

Финансовое ведомство указало, что налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять информацию, указанную в пп.4 п.1 ст.32 НК РФ. К такой информации относятся сведения:

  • о действующих налогах и сборах;
  • о налоговом законодательстве и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • о формах налоговых деклараций (расчетов) и порядке их заполнения.

Сведения же, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом Минфин России обратил внимание на то, что инспекции не обязаны предоставлять налогоплательщикам информацию о том, как их контрагенты исполняют свои налоговые обязательства, или о том, какие нарушения законодательства о налогах и сборах данными контрагентами допущены. Мотивировало финансовое ведомство это тем, что такая обязанность налоговых органов не установлена НК РФ.

Одновременно с этим Министерство дало ссылку на п.1 ст.102 НК РФ, в соответствии с которым сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах не являются налоговой тайной. Кроме того, привело Определение от 01.12.2010 № ВАС-16124/10, в котором суд указал, что на основании вышеуказанной нормы инспекция не имела права отказать заявителю в предоставлении информации о том, выполняют ли его потенциальные контрагенты свои налоговые обязательства, учитывая, что такой запрос был обусловлен должной осмотрительностью. Аналогичные выводы сделаны и некоторыми другими судами (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 № А27-25441/2009, от 16.07.2010 № А27-25724/2009, ФАС Уральского округа от 01.09.2010 № Ф09-6957/10-С3).

Минфин России также разъяснил, что налогоплательщик вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Эти критерии прописаны в приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Помимо этого, финансовое ведомство напомнило, что на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах массовой регистрации, характерных, как правило, для фирм-«однодневок», а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Читайте также:

Можно ли списать в расходы компенсацию за задержку зарплаты?

Учет представительских расходов в целях налогообложения прибыли

Перечислять налоги в бюджет через платежных агентов нельзя

Оплата больничных листов как способ оптимизации налогообложения

Leave a Reply

Advertisement
Рубрики
Страницы
Архивы
Счетчики
Яндекс.Метрика