Этапы сделки при дистанционной торговле
Читайте начало: Правовые основы дистанционной торговли.
Так же как и розничная продажа товара, дистанционная торговля имеет свои этапы, но при этом существуют и значительные отличия при совершении таких сделок. Самым значительным из них является отсутствие у потребителя возможности непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. Именно поэтому нормы дистанционной торговли очень строго регламентированы. Можно выделить следующие обязательные этапы дистанционной торговли:
1. Выполнение требований нормативных документов по оформлению интернет-магазина для дистанционной торговли.
2. Доведение информации до потребителя должным образом, руководствуясь установленными нормами.
3. Непосредственное заключение сделки с покупателем:
— основные условия договора (публичная оферта);
— условия доставки;
— условия оплаты.
4. Действия по исполнению договора сторонами.
5. Действия при возврате товара, работа с претензиями.
Закон о правах потребителей не устанавливает определенных запретов по перечню предлагаемых к реализации товаров, однако пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом вполне четко запрещает дистанционную реализацию:
— алкогольной продукции;
— товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Действующее законодательство относит к таким товарам все виды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, холодное и метательное оружие, лекарственные средства, психотропные вещества и наркотические препараты, табачные изделия.
Таким образом, необходимо проверить, что товары, предлагаемые Вашей фирмой покупателям, не запрещены для реализации дистанционно, и что все необходимые условия для осуществления дистанционной торговли выполнены.
Требования к оформлению торговой интернет-площадки
На сайте компании должна быть представлена информация о Вашем адресе (месте нахождения), а также указано полное фирменное наименование продавца (п. 2 ст. 26.1 Закона о правах потребителей, п. 8 Правил).
Предварительное информирование
Обязательным условием при реализации товаров дистанционным способом является полное и достоверное информирование потребителей. Так, пункт 8 Правил требует от продавца до заключения договора довести до покупателя в обязательном порядке следующую информацию (на интернет-сайте, в каталоге, буклете и др.):
— основные потребительские свойства товара, место его изготовления;
— адрес (место нахождения) продавца, его полное наименование;
— условия приобретения товара, условия доставки, цену;
— срок службы товара и срок годности, гарантийный срок (если устанавливается);
— порядок оплаты товара;
— срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар (п. 17 Правил).
Кроме этого, продавец должен сообщить покупателю о необходимости привлечения квалифицированных специалистов в случае приобретения технически сложных товаров, требующих подключения, наладки и пуска в эксплуатацию, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов (п. 3 Правил). Обязательная письменная форма такого предупреждения не предусмотрена.
Правила обязывают продавца предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Однако непосредственно Закон о правах потребителей таких обязанностей на продавца не накладывает. Поэтому, доставлять товар или торговать на условиях «самовывоза», продавец вправе решить самостоятельно.
При торговле через интернет компания формирует свое предложение товара в описании на интернет-сайте. Такая форма является публичной офертой, обращенной к неопределенному кругу лиц. Однако признать ее таковой будет возможно только тогда, когда такое предложение достаточно определено и содержит все существенные условия договора. Правила обязывают продавца заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар (п. 12).
Полученное от клиента сообщение о намерении приобрести товар на условиях публичной оферты обременяет продавца обязанностью по передаче товара (п. 18 Правил).
Читайте продолжение: